Мигранты обойдут стороной РесФед

Статусные либеральные ученые из РАНХиГС опубликовали исследование "Проактивная демографическая политика: 10 лет спустя. Эффекты, инструменты, новые цели". Общий вывод: РесФед не добирает мигрантов, а потому нужно активнее завозить как "соотечественников", так и "рабочую силу". По мнению нашего блога, с этим не выгорит по объективным причинам. Более того, РФ в 20-е годы может столкнуться с массовым оттоком рабсилы в Евросоюз.
13.11.2019

Ознакомиться с opus magnum демографов и экономистов из околоправительственного института можно здесь. Там стандартно все выводится из древнего постулата, что стране нужно сохранять свое население и наращивать его:

С экономической и геополитической точки зрения перед  страной  стоит  проблема  не  только  естественного  прироста  населения,  но  и  поддержания  общей его численности и общего прироста.

Совершенно не понятно, кто вообще верифицировал хоть раз эту мантру, которую российские чиновники и обслуживающие их "эксперты" повторяют каждый раз? Что даст сырьевой и примитивной экономике Ресурсной Федерации "естественный прирост населения"? Но это отдельная тема для разговора. А вот что касается миграции, которая закроет частично или полностью естественную убыль населения, то оценки авторов исследования ее итогов и главное перспектив довольно сдержанные:

Начиная  с  2007  года  Россия  удерживала  миграционный  прирост  на  уровне  250–350 тыс.  человек  в  год,  как  и  предусматривала Концепция демографического развития РФ на период до 2025 года. Однако в соответствии с последними прогнозами Росстата и текущими демографическими тенденциями   миграция   уже   является   и   в   ближайшем   будущем   останется  единственным  источником  не  роста,  а  поддержания  численности  населения.  

При  этом,  судя  по  показателям  международной  миграции,  в  2018  году  миграционный  при-рост не превысит 200 тыс. человек, таким низким (если учитывать результаты всероссийских переписей населения 2002 и 2010 годов) он не был за весь постсоветский период. С большой долей вероятности можно утверждать, что уже в 2018 году миграция  не  компенсирует естественную убыль  населения  и оно впервые за последние десять лет сократится.

В последние годы миграционный прирост населения России сократился в обмене с большинством стран СНГ (табл. 3), небольшое увеличение имело место в миграции с Беларусью и  значительное,  в  силу  событий  2014  года  и  последующих  лет — с Украиной. В течение 2014–2016 годов резко возросшее число фиксируемых Росстатом прибывших в Россию из Украины  поддержало  миграционный  прирост  населения  России  почти на уровне предшествующих лет, но к 2017 году этот эффект  исчерпал  себя —  приток  из  Украины  вернулся  почти  к  докризисному  уровню.  При  этом  миграция  из  Узбекистана —  страны,  ранее  лидировавшей  по  числу  прибывающих  в  Россию  мигрантов,  хотя  и  понемногу  растет,  но  все  же  не восстановилась до уровня 2012–2013 годов
.


То есть, приток мигрантов недостаточен и имеет тенденцию к сокращению. Почему — тоже не секрет:

Вместе  с тем  более  чем  за  четверть  века  у  России  не  появилось  значимых  стран-миграционных   доноров   за  пределами постсоветского пространства, а часть стран (Молдова, Украина,  Грузия) переориентируется  в  миграционных  связях  на страны Евросоюза. Россия не привлекательна для бизнес-иммигрантов  и  профессионалов,  несмотря  на  ряд  предпринимаемых ранее усилий.

Об этом наш блог писал еще в 2017 году в посте "Гастарбайтеры разочаровались в Ресурсной Федерации", который вызвал потоки желчи и ненависти в профильных пабликах россиянской либерды. Но как видим, спустя более чем два года статусные эксперты из правительственного инситута в целом подтвердили наши выкладки — поток мигрантов в РФ начал иссякать. Что же предлагают почтенные ученые сейчас? Заслушаем их:

Таким  образом,  основной  вызов,  стоящий  перед  Россией — это возобновление уже в текущем году сокращения населения, поскольку миграционный прирост, по нашей оценке,  не  сможет  компенсировать  потери  от  естественной  убыли  населения.  Поэтому  необходимо  предпринять  ряд  мер,  направленных  на  восстановление  миграционного  прироста  на  уровне  250–300 тыс.  человек  в  год,  что  соответствует  целям и задачам ныне действующей Концепции демографической политики России:

– совершенствование программы содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Предлагаем снять оставшиеся территориальные  ограничения  по  ее  реализации  (на  1  июля 2018 года ее реализовывали 66 субъектов РФ).

Программа должна иметь прежде всего гуманитарный характер, ее  участниками  должны  становиться  люди  вне  зависимости от возраста (опасности массового притока пенсионеров в Россию мы не видим, так как в 2018 году среди участников программы было только 4,9% лиц пенсионного возраста) и рода занятий;

– расширение  привлечения  в  РФ  учебных  мигрантов.  Привлечение на учебу в учреждения среднего и высшего  профессионального  образования  является,  во-первых, возможностью преферентного отбора потенциальных переселенцев в РФ, в молодых возрастах и прошедших во время учебы полную интеграцию в принимающий социум;

– развитие института вида на жительство с расширением категорий  мигрантов,  имеющих  право  на  упрощенное  получение ВНЖ в России, в том числе выпускников российских образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования. Это наиболее качественный  человеческий  ресурс,  на  который  может  рассчитывать Россия в ближайшие годы
.

Теперь о том, почему этого не случится и по пунктам.

1. Миграция (прежде всего, трудовая) в РесФед строится не на экономических, а на политических основаниях.

Поэтому в очередной раз политика столкнется с неприятными экономическим реалиями и проиграет. Только и всего. Напомним, что РФ с 90-х годов несет государственные обязательства по поддержке режимов в Средней Азии (базируются на межгосударственных договорах). И на основе межгосударственных соглашений РФ принимает к себе избыточные демографические и трудовые ресурсы из Таджикистана, Киргизии, Узбекистана и ряда других стран. Сейчас некоторые из этих соглашений вошли в периметр Евразийского экономического союза (речь идет о Киргизии, Армении, Белоруссии и Молдавии).

Например, с Киргизией еще в 1996 году было заключено межправительственное соглашение об упрощении получения киргизами российского гражданства. В том же году было заключено соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Киргизской Республики о трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов. Это никем не скрывается и важно, что все это было начато до Концепции демографической политики 2007 года.

2. Российской экономике от мигрантов, а также их количества ни холодно, ни жарко. Сами же мигранты помочь в экономическом развитии РесФеда никак не могут.

Современная россиянская экономика — путиномика — держится целиком и полностью даже не за счет труда 5-6 миллионов человек (труд человека в Северной Евразии имеет отрицательную стоимость и дальше будет ясно, почему), а за счет цен на производимые ими сырьевые товары и полуфабрикаты. Кто входит в число этих 5-6 миллионов человек?

Это работники нефте- и газодобывающих компаний. Работники нефтеперерабатывающих предприятий. Работники металлургических комбинатов (черная и цветная металлургии) и заводов. Работники предприятий горно-рудной и угольной отраслей (уголь коксующихся марок нужен металлургам, а энергетический влет уходит на экспорт). Работники химических компаний, производящих в том числе, различные удобрения: Уралкалий, Уралхим, ЕвроХим, Тольятти Азот, ФосАгро и так далее. Их продукция востребована как в РФ, так и за рубежом, за что они получают полновесную валюту. Это работники РЖД (перевозит грузы) и Транснефти. Работники морских портов и энергетики. В довесок можно накинуть старателей, лесорубов, рыболовов и т.п.

Все это вместе — 6 миллионов человек. Да, есть еще производители зерна, есть какие-то промышленные предприятия, чья продукция может быть востребована, есть РосАтом и Русгидро, но это уже не важно. 70% российского экспорта по итогам 2018 года — это просто сырье (300 из 449 миллиардов долларов). Из оставшихся 30% — половина это полуфабрикаты, удобрения и т.п. из него же.

Как только цены на основную экспортную продукцию падают, экономика РФ моментально обваливается вместе с курсом "национальной валюты". За последние 10 лет это случалось уже дважды и никакого влияния на это мигранты не оказали.

3. Падающей и сокращающейся экономике не нужны мигранты. Падающая и сокращающаяся экономика не интересна мигрантам.

Во-первых, РФ уже "выкачала" большую часть демографического навеса в Киргизии, Узбекистане и Таджикистане. То есть, значительная часть тех, кто хотел уехать и работать в РФ, уже сделала это. Во-вторых, и это более важно, трудовые мигранты неохотно едут в падающие или стагнирующие экономики.

Вопрос: как это падает? А так. Сжимается и сокращается. Падает рентабельнось основных бизнесов (если не считать распилки бюджетов). Например, только что появились данные по себестоимости добычи нефти в РФ — она уже в 2 раза выше, чем 15 лет назад и превысила 30 долларов за баррель без налогов (с ними — 42 доллара за баррель). Падает и общий объем экономики.

В 2013 году экономика РФ в номинальном исчислении достигла своего максимума — 2,3 триллиона долларов. В 2018 году она составила (уже после отскока от "дна" 2016 года с 1,285 триллионам долларов) 1,6 триллиона долларов. Треть экономики как корова языком слизала (понятно, что если баррель достигнет 130-150 долларов, то ВВП вернется н уровень 2013 года). В 2013 году РФ формально выполнила поставленную "Путиным" еще в 1999 году задачу "догнать" Португалию по ВВП на душу населения. Но в 2018 году по номинальному ВВП на душу населения РФ имела лишь 10,7 тысячи долларов, Португалия — более 23 тысяч долларов. Не удалось сравняться даже по высосанному из пальца показателю ВВП по ППС: 32 против 29 тысяч долларов.

Еще один маркер: рынок новых легковых и коммерческих автомобилей. Максимум на нем был достигнут в 2012 году — около 3 миллионов единиц, в 2015 году российская экономика протестировала его "дно" — менее 1,5 миллиона автомашин. В 2018 году были продано 1,8 миллиона автомобилй, а в 2019 году (по прогнозам) продажи составят около 1,75 миллиона штук. Скорее всего, на уровень 2012 года этот рынок... не вернется в ближайшие 5-7 лет. А может, и вообще никогда.


Московская недвижимость как один из самых развитых и ликвидных рынков. В 2007 году при Юрие Лужкове был поставлен рекорд: в городе ввели в эксплуатацию 4,82 миллиона квадратных метров жилья. Это был рекорд с 1991 года. В 2008 году — 4,5, а в 2009 году — уже 2,9 миллионов квадратных метров. В 2015 году ввели в эксплуатацию 3,8 миллиона, но затем объемы снова обвалились — 2,75 миллиона в 2016 году. В прошлом году вышли на уровень 3,5 миллиона квадратных метров, и чтобы не дать стройкомплексу обваливаться дальше, правительство Москвы выступило крупнейшим заказчиком.

То есть, даже на ликвидном рынке и при дефиците жилья в Москве (на 1 москвича приходится лишь 19 метров общей площади жилья, тогда как в среднем по РФ — 25), не удается сохранять устойчивые темпы развития. Если московская реновация забуксует, то стройкомплекс Москвы в области жилой недвижимости уйдет обратно на 2-2,5 миллиона квадратных метров в год. А сие означает, что труд "дешевых и неквалифицированных" гастарбайтеров уже не будет нужен в таком же объеме.

Общая ситуация на рынке труда свидетельствует, как мы и писали в 2017 году со ссылкой на данные издания "Ведомости", что на 10 сокращенных рабочих мест в стране приходится от силы 8-9 новых. И как правило, это не производственные секторы: госуправление, банки, ЖКХ. Количество рабочих мест в промышленности, на транспорте и даже в строительстве сокращается:

В 2008-2014 годах на каждые девять созданных в экономике рабочих мест приходилось 10 ликвидированных; по отраслям чистый прирост рабочих мест показали только торговля, финансовые услуги и сектор госуправления (включая оборону)... Сейчас ситуация даже хуже, чем в 90-е, оценивает директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева: тогда за счет роста частного предпринимательства или сектора НКО население могло выживать, а теперь государство определяет, где и сколько рабочих мест создается, и возможностей у людей значительно меньше... Количество силовиков и чиновников за период 2006–2015 годы увеличилась с 4,94 млн до 5,33 млн человек, тогда как численность занятых в обрабатывающих производствах снизилась с 12,44 млн до 10,34 млн человек, говорится в мониторинге.

Это были относительно благополучные годы. Всего в 2011-2018 годах в РФ было сокращено не менее 5 миллионов рабочих мест, а каждый год только официально их число сокращается на 400-600 тысяч (в 2014 году — на 800 тысяч). Естественно, государственная статистика доставляет иногда массу улыбок. Например, юмор про высокопроизводительные места в РФ можно почитать и оценить методологию тут.

При этом в формальной путиномике царит благодать: зарегистрированная безработица всего 5,3%, а чиновники вплоть до последнего кризиса с удовольствием рассказывали, что в стране якобы "навалом рабочих мест". Как правило, это "пустышные" рабочие места с зарплатами в 5-10-15 тысяч рублей. Сейчас же выяснили, что нехватка рабочих мест и дефицит специалистов — это две стороны одной и той же медали.

Проще говоря, экономика РФ просто не в состоянии абсорбировать те 1-1,5 миллиона трудовых мигрантов, которые хотят принять в ближайшие 5 лет ученые эксперты. Их банально некуда "девать": на позиции специалистов, по которым есть дефицит, они не проходят в силу низкой квалификации. А потребность в дешевом и неквалифицированном труде в РФ ничуть не выросла.

Впрочем, это полбеды. Более реальные вызовы перед правящими РесФедом "гномами" на рынке труда обозначатся в ближайшие годы в связи с оттоком квалифицированных специалистов за рубеж. Ряд стран Европейского союза каждый год либерализует условия трудоустройства для выходцев из бывшего СССР. Так, например, Германия с весны 2020 года упрощает трудоустройство как специалистам, так и лицам со средним специальным образованием из РФ и Украины. А германская промышленность и бизнес постоянно требуют новых рабочих рук:

С 2020 года любой человек со средним профессиональным (или высшим) образованием будет иметь право переехать в Германию и начать работать, если удовлетворяются как минимум два критерия:

— его образование признаётся в Германии;
— есть контракт с работодателем.

Есть ещё одно условие насчёт языка (немецкий или английский), но оно варьируется для разных профессий. Медперсоналу, например, требуется владеть языком на высоком уровне, а пекарям или слесарям достаточно базового уровня. Программистам можно владеть только английским. Процесс признания дипломов о среднем профессиональном образовании сейчас прорабатывается — будет создана инфраструктура для массовой обработки запросов. Для программистов этим же законом отменяется требование иметь вообще хоть какое-то образование для программистов. Критерий остаётся только один — работодатель подписывает с тобой контракт.


Важно то, что человек может приехать в Германию и уже на месте искать работу. При этом работодателю не надо доказывать трудовой инспекции, что этот специалист уникален и на его место невозможно найти аборигена.

Сие означает, что уже в 20-е годы перед российским специалистом и даже профессиональным рабочим (сварщиком, каменщиком, автомехаником, слесарем) появится выбор: пахать на сечина-дерипаску-ротенберга-миллера и прочих "патриотов" за 500-600 евро, или устроиться в Евросоюзе на зарплату в 2-3 и т.д. раза выше. При этом ему не надо будет делать все наобум: ему в этом помогут. Ведь рынок профессиональных консалтинговых и рекрутинговых агентств, заточенных на поставку рабочей силы в ЕС, уже начал расти в РФ. Вывод для россйской молодежи отсюда простой: учите языки и получайте хорошие специальности, и вам не надо будет всю жизнь работать в РесФеде на хамов за унизительные деньги.
Comments System WIDGET PACK