Немецкий долгострой: аэропорт Вилли Брандта в Берлине

К концу 2017 года выяснилось, что сроки открытия международного аэропорта имени Вилли Брандта в Берлине (BER) даже называть страшно.
19.11.2017
В минувшую пятницу в Берлине произошло заседание комиссии Наблюдательного совета компании Flughafen Berlin Brandenburg GmbH (FBB), являющейся оператором строительства в пригороде немецкой столицы — Шёнефельде (Schönefeld, Dahme-Spreewald) — огромного международного аэропорта имени Вилли Брандта (BER). По словам председателя совета Райнера Бретшнейдера (Rainer Bretschneider) и директора FBB Энгельберта Лютке Далдрупа (Engelbert Lütke Daldrup), сроки ввода аэропорта в эксплуатацию пока назвать невозможно. Вероятно, как подчеркнули два транспарентных менеджера, это удастся сделать лишь 15 декабря 2017 года на очередном заседании Наблюдательного совета. Но до этого срока необходимо еще провести переговоры со строительными фирмами, чтобы все утрясти:

Die Absprachen mit den Baufirmen seien so weit gediehen, dass er dann in einer Sondersitzung des Aufsichtsrats ausführlich zum Terminrahmen vortragen könne, — пояснил господин Далдруп.

Напомним, строительство мега-аэропорта имени Вилли Брандта было начато в предместье Берлина еще в сентябре 2006 года, а первый срок его открытия был запланирован на конец 2011 года. Первоначальная стоимость строительства составляла около 1,7 миллиарда евро. Предполагалось также, что новый аэропорт заменит собой две устаревших воздушных гавани Берлина — аэропорты Тегель и Шёнефельд (Tegel и Schönefeld), которые уже тогда захлебывались от пассажирского потока. В 2016 году они, например, приняли почти 33 миллиона пассажиров, что превышает их возможности. Тогда как новый аэропорт должен был пропускать ежегодно через себя 27 миллионов пассажиров с перспективой увеличения этого потока до 34 миллионов к 2016 году и 47 миллионов к 2024 году. То есть, упрекнуть немцев в плохом расчете роста пассажирского потока нельзя — если бы аэропорт был вовремя построен, то никаких проблем и не было.

Однако, первый гвоздь в здание немецкого долгостроя забили политики: компания-оператор FBB была превращена ими в натуральный колхоз. По 37% ее акций получили муниципалитет Берлина и власти федеральной земли Бранденбург, а оставшиеся 26% — федеральное правительство Германии. В итоге выяснилось, что ни Бранденбург, ни Берлин, ни "федералы" толком не могут согласовать никаких решений, правление компании беспомощно, а парламент ФРГ не может провести независимого аудита строительства. Вторым гвоздем оказались сами строители, подрядчики и технический персонал FBB. Пока руководство компании назначало себе щедрые оклады и премиальные, они также не сидели сложа руки и усердно работали... над увеличением стоимости проекта. В 2010-2015 годах расходы на строительство аэропорта утроились и составили более 4,5 миллиардов евро, а к началу 2016 года — 5,4 миллиарда евро.

Кроме того выяснилось, что в ходе строительства пунктуальными немцами были допущены самые немыслимые нарушения — например, система пожарной вентиляции была спроектирована ровно задом наперед, а общее количество "багов" зашкалило то ли за восемь, то ли за шестнадцать тысяч. Тут не выдержали даже вымуштрованные германские СМИ, по которым прокатилась волна легкого недовольства (можно!) — в FBB в апреле 2014 года был (представьте себе) найден взяточник!

Хвостом ящерицы вынужденно согласился побывать Йохен Гроссманн (Jochen Großmann), технический директор компании Flughafen Berlin Brandenburg GmbH (FBB). Ему инкриминировали вымогательство 350 тысяч (по другим данным — 500 тысяч) евро от голландской фирмы Arcadis. Нетранспарентный негодяй был отрешен от должности, а осенью 2014 года его приговорили к году тюрьмы условно и штрафу в 200 тысяч евро. На его место был назначен его старый приятель, топ-менеджер компании Siemens Йорг Маркс (Jörg Marks). С тех пор коррупция в FBB была окончательно побеждена.


Глава FBB Энгельберт Лютке Далдруп.

Впрочем, на степени готовности аэропорта это не сказалось ровно никаким образом. За последние три года во главе FBB сменились уже три директора: пожилого и вялого как черепаха Хартмута Медорна (Hartmut Mehdorn) в марте 2015 года заменил энергичный машиностроитель Карстен Мюленфельд (Karsten Mühlenfeld), которому весной 2017 года на смену пришел архитектор и специалист по развитию городов Энгельберт Лютке Далдруп (Engelbert Lütke Daldrup). Общая смета строительства тем временем доросла до "приятных" 6,6 миллиардов евро, но это с условием открытия аэропорта не позднее осени 2018 года и всем очевидно, что она будет расти и далее. Обуздать строительную мафию немецкие политики оказались "не в состоянии": Карстен Мюлефельд на своем посту два года "воевал" с техническим директором Йоргом Марксом, которого подозревали в явном сговоре с подрядчиками. После прихода в FBB Энгельберта Далдрупа Марксу, наконец-то, дали пинка под зад, но внезапно выяснилось, что теперь вообще никто не хочет идти работать в Flughafen Berlin Brandenburg GmbH техническим директором и отвечать за темпы строительства!

Попытка перетащить на эту должность директора по строительству и развитию Мюнхенского аэропорта Карстена Вильмсена (Carsten Wilmsen), добившегося на своем посту неплохих результатов, закончилась провалом. Господин Вильмсен не будь дурак, запросил себе оклад в 400 тысяч евро в год (не считая премий и т.п. приятных бонусов), а также места в правлении FBB. В конце-концов, если и быть стрелочником, то хотя бы с правом голоса и солидным денежным вознаграждением!

Это натолкнулось на неприятие акционеров компании — представители Бранденбурга при голосовании якобы наложили вето на такие условия, а Берлин и "федералы" спорить с этим не стали (все решения в компании-операторе принимаются только единогласно). По их мнению, вполне достаточно, что в FBB уже есть правление из трех топ-менеджеров с подобными окладами — это сам Далдруп, директор по финансам Хейке Фёльстер (Heike Fölster) и директор по персоналу Манфред Бобке (Manfred Bobke von Carmen). В итоге, не дожидаясь публичного решения о своей кандидатуре, господин Вильмсен похоронил блестящий план Далдрупа и Бретшнейдера привлечь в их команду известного специалиста в строительстве аэропортов. Сам Вильсмен, как подчеркнули немецкие СМИ, решил не упираться, если "против меня акционеры компании":

Flughafenchef Engelbert Lütke Daldrup und der Aufsichtsratsvorsitzende Reiner Bretschneider sind mit ihrem Plan gescheitert, einen eigenen neuen Bau-Geschäftsführer für die Flughafengesellschaft Berlin-Brandenburg einzusetzen. Am Tag vor der Aufsichtsratssitzung am Freitag sickerte durch, dass der ausgewählte Bau-Experte Carsten Wilmsen den Job abgesagt hat. Der bisherige Chef der Bauabteilung des Münchener Flughafens warf das Handtuch, weil es in Kreisen der Gesellschafter Berlin, Brandenburg und Bund Bedenken gegen die Stellenbesetzung gibt.

Найти приличного технического директора после такого демарша в FBB — дело весьма маловероятное. Никому не захочется быть мальчиком на побегушках у правления компании, где пилятся миллиарды евро, а акционеры представляют из себя сборище малокомпетентных политиков.

Насчет названного Далдрупом и Бретшнейдером срока 15 декабря наблюдатели не сильно обольщаются — все уже сбились со счета, сколько раз называлась и отменялась та или иная дата официального запуска аэропорта Вилли Брандта в эксплуатацию. Европейский инвестиционный банк, привлекающий синдицированный кредит до 2 миллиардов евро на достройку аэропорта, хотел бы услышать срок не позднее сентября 2019 года, но никто не удивится, если он уедет куда-нибудь на 2020 год, например. Да и вообще, у компании пока нет даже реального финансового плана — предыдущий был рассчитан на открытие аэропорта не позднее осени 2018 года. Сие означает, что стройке понадобятся еще деньги, а финансовая дыра в текущем балансе уже составляет 500 миллионов евро, как пишут издания Tagesspiegel и Focus:

"Das würde bedeuten: Der BER braucht noch mehr Geld. "Aktuell fehlen daher in den FBB-Kalkulationen rund 500 Millionen Euro".



Публикации по теме строительства аэропорта Вилли Брандта в ФРГ можно посмотреть здесь.
Comments System WIDGET PACK